Служба медиации
Служба медиации
ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ (СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Медиация как технологии использования посредника для разрешения споров имеет многовековую историю. Медиация в современном понимании стала активно развиваться во второй половине XX века, прежде всего, в США, а затем начала распространяться и в Европе. На сегодняшний день медиация является необходимым элементом примирительной практики во многих странах мира.
В России медиация развивается в образовательной сфере с начала XXI века в форме «Школьных служб примирения». В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в образовательных организациях рекомендуется создавать школьные службы примирения, нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
Служба медиации в образовательной организации – это служба, состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению. Выход из спора ищут и находят сами спорщики, а медиатор выступает не как обычный посредник или судья, а как помощник, который способствует диалогу, не стараясь повлиять на его исход и не навязывая готовых решений.
Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций.
Для достижения этой цели перед службами школьной медиации ставится решение следующих конкретных задач:
- создать систему защиты прав и интересов учащихся;
- создать систему помощи детям в трудных ситуациях;
- организовать систему работы с «трудными» детьми;
- внедрять новые формы досудебного разрешения конфликтов;
- обеспечить возможность применения медиации всеми участниками образовательного процесса;
- повысить эффективность оказания психологической помощи;
- повышать медиативную квалификацию педагогов;
- обеспечить прозрачность воспитательных процедур;
Деятельность службы медиация основана на принципах добровольности, равенства, открытости и конфиденциальности.
Нормативные документы, регламентирующие работу Службы медиации:
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
- «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2014 года №1430-р).
- Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн).
- Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн).